mpr


Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви


Previous Entry Поделиться Next Entry
Проект документа «Основы экологической концепции Русской Православной Церкви»
mpr

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на Официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества, а затем был переработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.



Все человечество несет ответственность за состояние природы - творения Божия. Истощение ресурсов и загрязнение окружающей среды на фоне роста населения планеты с особой остротой ставят вопрос о солидарных усилиях всех народов для сохранения многообразия жизни, о рачительном использовании природных ресурсов и предотвращении катаклизмов, спровоцированных человеческой деятельностью.

Главные положения позиции Русской Православной Церкви по экологии содержатся в Основах социальной концепции в разделе XIII «Церковь и проблемы экологии» и Основах учения о достоинстве, свободе и правах человека в разделе III.5.

Руководствуясь заповедью Божией о хранении тварного мира (Быт. 2, 15) и заботясь о духовном и физическом здоровье человека, Русская Православная Церковь считает своим долгом и далее участвовать в обсуждении вопросов экологии, а также трудиться на этом поприще в соработничестве со всеми, кто озабочен состоянием окружающей среды.

1. Богословское осмысление вопросов экологии.

Экология - это область знания и деятельности, позволяющих сохранить среду обитания человека и других живых существ. Русская Православная Церковь, исповедуя библейские принципы об отношениях человека и тварного мира, готова вносить свой вклад в осмысление мировоззренческих оснований экологических исследований и экологической деятельности.

Слово Божие учит, что окружающий мир является домом, который создал Господь и в котором Он поселил человека (Быт. 1, 28). Поэтому человек является домоправителем сотворенного мира и призван поклоняться не природе, а единому Творцу (Рим. 1, 25). Доброе и благоговейное отношение человека к природе основывается на глубоком осознании того, что Бог создал мир и все живое в нем хорошим (Быт. 1, 8-25). Вместе со святым пророком Давидом каждый человек может воскликнуть: «Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих» (Пс. 91,5).

В свете Священного Писания экологическая деятельность понимается как заповеданное Господом обращение человека с тварным миром. Бог благословил человеку пользоваться материальными благами для поддержания его телесной жизни (Быт. 1, 29). Книга Бытия также свидетельствует, что Господь открыл человеку возможность познавать и изучать творение, так как обладать и владычествовать над ним (Быт. 1, 28) в соответствии с замыслом Божиим невозможно без знания законов природы. Люди призваны к творческому участию в бытии творения, его защите и сохранении: «Взял Господь Бог человека, [которого создал] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).

Одним из последствий грехопадения первых людей явилось нарушение богоустановленных отношений между ними и природой. Человек стал руководствоваться прежде всего эгоистическими и потребительскими побуждениями. Поэтому экологическая деятельность не достигнет желаемых результатов, если люди не будут стремиться преодолеть свое отчуждение от Бога и жить по Его заповедям. Святой апостол Павел говорит, что такие усилия непосредственно влияют на судьбу творения Божия: «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8, 19-20).

Учитывая важность вопросов экологии, необходимо развивать в высших церковных учебных заведениях богословские исследования о взаимосвязях человека и тварного мира, а также рассматривать экологическую тематику на церковных научно-практических форумах. Следует вести богословское обсуждение проблем экологии с братскими Поместными Православными Церквами, а также обмениваться опытом в этой области в межхристианском и межрелигиозном диалогах. Обращаясь к экологическим вопросам, Церковь сопоставляет богословское учение с современными научными данными о мире, учитывает подходы научных дисциплин экологического профиля и общественное мнение.

2. Литургическая жизнь Церкви и экология.

При начале любого дела верующие обращаются ко Господу, испрашивая благословения и помощи. Литургическая традиция Православной Церкви обладает богатым потенциалом для поддержки развития экологической мысли и деятельности.

Представляется важным издавать существующие и вновь разрабатываемые молебные чины с призыванием помощи Божией на сельскохозяйственную деятельность, на должное пользование природными ресурсами, а также на различные труды, направленные на сбережение окружающей среды. При этом важно, чтобы подобные чины учитывали как нужды сельских жителей, так и духовные чаяния жителей городов, в значительной степени страдающих от проблем экологии.

 

3. Экологическое воспитание.

Возрастающему потреблению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды содействует господство потребительской психологии. Православная традиция вносит существенный вклад в воспитание ответственности за творение, в развитие бережного пользования природными ресурсами и умеренности в их потреблении. Необходимо, чтобы при пользовании дарами природы люди осознавали, какое влияние на труд и его плоды оказывает духовное состояние человека. Для этого необходимо возрождать и воспитывать рачительное отношение к природному миру, основанное на православной традиции.

Следует поощрять приобщение священнослужителей к изучению основ экологии как науки и законов функционирования биосферы. Для воспитания детей и молодежи в духе ответственности за состояние природы представляется необходимым целенаправленно вводить темы христианской экологической этики в церковные, а по возможности и в светские программы образования и воспитания, содействовать введению экологической тематики в круг научно-педагогической деятельности высших духовных учебных заведений, а также в дополнительное духовное образование и курсы переподготовки кадров. Желательна и организация специальных церковных курсов и образовательных программ, раскрывающих православное видение экологической проблематики для студенческой и научной общественности, а также регулярные теоретические и практические экологические занятия для детей и взрослых.

4. Церковное участие в экологической деятельности.

Священнослужители и  миряне призываются к активной деятельности, направленной на защиту природы и окружающей среды.

Православные верующие призываются содействовать разработке и внедрению технологий и способов управления хозяйством, ориентированных на защиту окружающей среды, а также принимать участие в государственных и общественных экологических инициативах, оказывать поддержку экологически ориентированным программам, проектам и разработкам, содействовать их популяризации, внедрению и применению.

Видится полезным создание специализированной коллегиальной церковной структуры, которая на систематической основе займется вопросами экологической работы, оказанием консультационной, экспертной, информационной, организационной и координационной поддержки экологическим церковным инициативам и проектам, а также будет способствовать обмену экологическим опытом между различными региональными и местными церковными организациями. Экологическая программа может быть выделена как особое направление епархиальной и приходской работы.

Тема экологии должна стать компонентом миссии и пастырских трудов. Важно оказывать практическую поддержку волонтерским акциям, в частности - по уборке мусора на общественных территориях, очистке водоемов, озеленении улиц, площадей, парков, скверов и лесопарковых зон. Целесообразно организовывать экологические конкурсы и поддерживать их победителей в реализации представленных предложений.

Большим потенциалом для практической реализации православного подхода к экологии обладают монастыри и приходы, которые включают в жизнь общины заботу о природе. Развитие в монастырях и на сельских приходах экологически безопасного аграрного производства должно быть примером рационального природопользования для окружающих хозяйств.

Епархии, благочиния и приходы могут подписывать соглашения о сотрудничестве с региональными и местными структурами, деятельность которых направлена на сохранение окружающей среды.

5. Соработничество с общественными, государственными и международными институтами в сфере экологии.

В трудах по защите природы Русская Православная Церковь открыта к диалогу и соработничеству с общественными, государственными и международными институтами. При этом Церковь подчеркивает, что вопросами экологии нельзя манипулировать, используя эту тему как инструмент в конкурентной борьбе или как способ удовлетворения страстей и корыстных интересов отдельных лиц и общественных групп. Церковь также оставляет за собой право давать критическую оценку действиям государственных властей, общественных организаций и научных структур, которые могут иметь негативное воздействие на здоровье человека и природу.

Особую важность имеет диалог Церкви со специалистами и руководителями, от которых зависит принятие решений о стратегии городского, сельскохозяйственного, промышленного и добывающего развития, а также поддержка исследований в области экономии ресурсов, разработки и внедрения экологически чистых технологий, сохранения средообразующих функций природных систем.

В рамках соработничества с государством и обществом по вопросам экологии Церковь готова:

  • обсуждать и осуществлять совместные меры по защите окружающей среды;
  • участвовать в форумах, конференциях и встречах экологической направленности, знакомить все заинтересованные стороны со своим  пониманием экологических проблем и имеющимся опытом их разрешения;
  • осуществлять совместные проекты с общественными, государственными и международными структурами;
  • активно развивать церковное присутствие в общественной и научной экологической работе на международном, национальном и региональном уровнях.

В диалоге с представителями общества, государства, международных организаций Русская Православная Церковь считает долгом содействовать укреплению в людях, принадлежащих к разным социальным, этнокультурным, возрастным и профессиональным общностям, чувства солидарной ответственности за сохранность Божиего творения и поддерживать их труды в этом направлении.




  • 1
Проблемы экологии – это всего-лишь следствие проблемы отношения с Творцом, т. е. греха. Поэтому, разговоры собственно о проблемах экологии – это борьба с сорняками при помощи косы, борьба со следствием вместо причины.

Забота об экологии – не дело Церкви. Это подмена её подлинного служения, рассеивание внимания на неотносящееся к спасению. Дело Церкви – забота о покаянии, о вечном спасении людей. А «земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3, 10). Христиан не должны беспокоить проблемы экологии. Поскольку мы ожидаем «новое небо и новую землю» (Откр. 21, 1). Мы ожидаем и желаем скорого Пришествия Господа: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20). Беспокоиться об экологии свойственно тем, чьё сердце здесь, кто хочет подольше пожить на этой земле. Так пусть мир сей сам заботится о мирском, пусть сам решает экологические проблемы, которые сам же и создаёт. Тем более, мир действительно заботится об этих проблемах, поскольку обеспокоен ими. Так зачем Церкви тратить время и внимание на то, о чём мир и сам позаботится?!
Есть множество других проблем, действительно проблем греха, о которых мир не собирается заботиться. Например, аборты, распространение порнографии, разврат, неверие и т. д. Вот о них Церкви и следует заботиться. А беспокойства мира сего оставим миру.
Итак, Церкви не нужна экологическая концепция.

Единственно, это явно варварское загрязнение и уродование природы и окружающего мира Церкви следует осуждать и обличать, как направленное против жизни и здоровья людей, т. е. против Заповеди «Не убивай» (Исх. 20, 13), и против замысла Творца о мире. Но это обличение и осуждение должно носить адресный характер. Т. е. против конкретных предприятий, загрязняющих природу; против конкретных научных разработок и проектов, конкретных областей науки, грубо вторгающихся в творение Божие (как то: генная инженерия).
Например, генную инженерию следует осудить как богопротивную науку, искажающую творение Божие. Также, добычу урановой руды, на которой медленно убивают заключённых, чтобы потом обратить это на убийство ещё большего количества людей. Также, космические разработки, проекты и полёты, движимые гордыней учёных и государств, на которую уходят огромные средства, при том, что храмы стоят разрушенные, а многие семьи – в бедности. И т. д.
Т. е., дело Церкви – обличать и осуждать именно грехи, а не просто проблемы мира сего.

А тратить священнослужителям время, внимание и силы на изучение экологии, экологические программы и т. д., разбавлять Христианское воспитание экологическим, засорять программы духовных учебных заведений предметами по экологии – это диавольская уловка, отвлечение внимания, подмена проповеди Христа проповедью о земных проблемах мира сего.

Более того, в данном случае мы ожидаем удара не с той стороны. Дело в том, что борьба за экологию в мире уже приобрела языческий характер. Обожествление природы, поклонение природе, реконструкция языческих традиций и практик, стремление поставить человека в подчинённое и служебное положение относительно природы (что противоречит Библии) – всё это проводится или может быть проведено в сознание общества под лозунгом «охраны природы». Вот это и есть реальная опасность, реальный грех, которую общество не осознаёт и вряд ли захочет признать. Поэтому Церковь именно это должна обличать, то, что действительно является грехом. Именно с этой стороны чётко обозначить границу допустимого. А не то, что мир и так понимает и пытается исправить, и что является, собственно, не грехом, а следствием греха.

  • 1
?

Log in