mpr


Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви


Previous Entry Поделиться Next Entry
Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд»
mpr
Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд» после обсуждения на пленуме Межсоборного присутствия в январе 2015 года дорабатывался профильной комиссией Присутствия под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а затем специальной группой под руководством В.Р. Легойды. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 сентября сего года.


Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд» (.doc)

  • 1

Мой официальный отзыв - начало

Свящ. Алексей Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии РПЦ

Цитата: "...Церковь, будучи Богочеловеческим организмом, принадлежащим как вечности, так и современности..."

Ложное сопоставление. Да, Церковь – Богочеловеческий организм. Но, своей человеческой составляющей она тоже принадлежит вечности. Сопоставлять человеческую составляющую Церкви с "современностью" в противовес вечности – неверно.

Современности Церковь не принадлежит никаким образом. В современности Церковь только совершает свой путь, устремлённый в вечность.

Цитата: "...Церковь... обязана выработать своё отношение..."

Вырабатывать своё отношение к явлениям и процессам нравственно нейтральным Церковь вовсе не обязана.

Глобализация как таковая ещё не имеет нравственной окраски, как, например, форма государственной власти, и как явление само по себе нравственно нейтральное ещё не заслуживает внимания и оценки от Церкви.

Цитата: "...Это означает, что сердцевиной экономики должно являться... преображение мира и человека через труд и творчество."

Некорректное утверждение.

Понятие "преображение" означает благодатное преображение ветхого человека в нового во Христе. А это возможно только через Церковь, Таинства и духовную жизнь во Христе. А вовсе не через труд и творчество. Земные труд и творчество – это явления мира сего, через них невозможно преображение человека.

Назначение экономики, а также труда и творчества, – более скромное. Это практическая забота о человеке. Которая должна, разумеется, учитывать и предпочитать духовные Христианские потребности и стремления человека, а не только земные.

Цитата: "Вековым упованием христиан было единение всех людей в истине, осознание себя братьями и сёстрами, дружно созидающими мирную благочестивую жиpym на данной нам в удел Земле..."

Надо выражаться более определённо. Вековым стремлением Христиан является единение всех людей в Церкви Христовой. Стремление к братству с людьми вне Церкви не является стремлением Христиан.

Цитата: "...Сплочение человечества на нравственной основе Божьих заповедей полностью соответствует христианской миссии..."

Это не так! Полностью соответствует Христианской миссии только сплочение человечества в Церкви Христовой, а не просто "на нравственной основе заповедей".

Цитата: "...рачительное использование земных богатств..."

Некорректное употребление слова "рачительное".

Цитата: "Важнейшим социально-психологическим явлением, сопутствующим глобализации, стало повсеместное распространение культа потребления..."

Во-первых, не стоит искусственно умножать понятия. "Культ потребления" – ни что иное как "любостяжание, которое есть идолослужение" (Кол. 3, 5).

Которое является следствием вовсе не глобализации. И распространение которого не зависит от глобализации, поскольку оно исходит из сердец. И в культурно, социально и экономически замкнутом и самобытном обществе и государстве вне Христа и Церкви сердцами будет владеть то же самое любостяжание.

Поэтому, не стоит нашей поместной Церкви впадать в эту ошибку – искать причины греха в социальных явлениях, таких как глобализация. Которая сама по себе есть нравственно нейтральное явление, а практически для Церкви, для миссии Церкви, даже полезное. Источник греха – не на Западе, не в Америке, не в глобализации, а в сердце человека.

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

Цитата: "...Земли... Земного шара..."

Слово "земля", "земной шар" и т. п. следует писать со строчной буквы. Чтобы не давать повода для сакрализации этих понятий и всяких языческих тенденций, присущих экологической идеологии.

И вообще забота об экологии в мире превратилась в культ, имеет языческую подоплёку и является составляющей и характерной чертой некоторых языческих движений. Так что, Церковь в этой ситуации должна как раз не поддерживать, а обличать культ экологии.

Духовная пагуба культового, языческого, отношения к экологии – вот что должно быть предметом заботы и обеспокоенности Церкви в этой ситуации, а не запасы природных ресурсов. Церковь должна заботиться о спасении душ людей, а не о популяции белых медведей.

Не надо Церкви заниматься не своим делом! Это очередное искушение, попытка диавола отвлечь внимание Церкви от главного, порученного ей Богом.

Цитата: "В то же время непрерывный рост потребительских запросов сталкивается с лимитом естественных возможностей Земли. Впервые в своей истории человечество столкнулось с конечностью досягаемых земных пределов..."

Это не должно быть предметом обеспокоенности и заботы Церкви. Это дело промысла и всемогущества Бога.

Забота Церкви – проблема собственно греха, а не экологических последствий греха.

Цитата: "...Ограниченные размеры Земного шара не соответствуют неограниченным аппетитам гедонистического общества. Здесь завязывается главный узел экономических противоречий глобализации."

В этом рассуждении привязка глобализации – искусственна. Глобализация здесь ни при чём. Экономические противоречия, которые являются следствием "неограниченных аппетитов гедонистического общества", т. е. просто страсти любостяжания, являются проблемой и при глобализации, и в замкнутом государстве, т. е. не зависимо от глобализации.

И узлом проблемы здесь является собственно страсть любостяжания, а не несоответствие её ограниченным размерам земного шара. Поскольку и практически даже и при наличии незаселённых земель страсть любостяжания рассматривает своей пищей не только и не столько незаселённые земли, сколько людей (вспомним рабство). Именно люди, рассматриваемые как "ресурс", "материал", "товар", "среда" (человеческий труд, человеческое тело, человеческие органы и т. п.) являются главной пищей и жертвой страсти любостяжания. И в принципе внешние обстоятельства являются только пищей, почвой и поводом, но не причиной страсти. Причина которой – в сердце. Наличие незаселённых земель нисколько не ограничивает страсть любостяжания и не облегчает положения людей на заселённых землях. Так что, ссылка на ограниченность земного шара и природных ресурсов не касается сути проблемы и, соотв-но, не заслуживает внимания Церкви.

Цитата: "...обращающиеся, как правило, к греховной, повреждённой стороне человеческой природы..."

Богословски некорректное выражение, неприличное для церковного документа. Повреждена грехом вся природа человека, а не какая-то её "сторона".

Корректнее сказать так: "...к греховной повреждённости человеческой природы...", т. е. к страстям.

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

1.

Цитата: "...Это односторонняя глобализация, дающая неоправданные преимущества одним её участникам за счёт других влечет за собой частичную, а в некоторых случаях фактически полную утрату суверенитета."

Суверенитет государства или нации не является нравственной, идеологической и даже безусловной практической ценностью и не должен являться предметом заботы и апологии Церкви. Далеко не всегда государственный или национальный суверенитет означает благо для Церкви. Именно в суверенном государстве наиболее вероятны гонения на Церковь. Вспомним СССР или Японию в определённый период.

Именно суверенитет государства или нации зачастую означает препятствие для проповеди и миссии Церкви.

Напротив, утрата суверенитета некоторыми государствами или нациями открыла дорогу для проповеди и миссии Церкви. Вспомним ту же Японию, Кавказ, Сибирь, Среднюю Азию, Америку и т. д.

Так что, не должна Церковь защищать суверенитет государств и наций. Сам вселенский характер Церкви – противоположен государственному и национальному суверенитету. Церковь ведёт свою миссию и проповедь, именно преодолевая (а не защищая) суверенитет государств и наций.

Цитата: "Если человечеству необходимы денежные единицы..."

Не надо Церкви заниматься не своим делом. Забота о денежных единицах – не дело Церкви и не достойно быть предметом её внимания.

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

2.

Цитата: "...Сильные мира сего... всё более пренебрегают интересами слабых... так и в отношении достойного вознаграждения трудоспособных работников..."

Вот этот грех необходимо обличить конкретно, а не общими словами.

Злоупотребление бесправным и стеснённым положением людей ради дармового труда, отказ от достойной, соразмерной труду, оплаты является грехом. В т. ч. и в отношении мигрантов (гастарбайтеров).

И, тем более, отказ от обещанной оплаты и задержка оплаты – тяжёлый грех, навлекающий гнев Бога.

"Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтоб он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха" (Втор. 24, 14-15).

Цитата: "...Если эти простые и нравственно обоснованные принципы не могут быть реализованы в отдельно взятом государстве из-за его чрезмерной зависимости от условий мирового рынка, правительствам и народам надо совместно совершенствовать международные правила, ограничивающие аппетиты транснациональных элит и не позволяющие развиваться теневым глобальным механизмам обогащения."

Возникает впечатление ангажированности документа, заведомая его направленность на осуждение именно глобализации.

Греховен не факт наличия транснациональной элиты, а её несправедливые и греховные деяния и средства обогащения.

Но, дело в том, что несправедливости в отдельно взятом государстве обусловлены далеко не только "его чрезмерной зависимостью от условий мирового рынка" и "транснациональных элит", но также грехами, страстями и несправедливостями собственного правительства и национальных элит. Которые не менее греховны, чем такие же грехи элит транснациональных. А потому не меньше подлежат осуждению Церкви.

И в принципе Церковь должна осуждать грех и несправедливость по признаку противоречия воле Бога, а не по признаку его социальной нелегитимности и вредоносности, т. е. независимо от его национального или транснационального уровня.

И практически это иллюзия, – считать, что все проблемы – от глобализации, мирового рынка и транснациональной элиты. Грехи и несправедливости собственного правительства и национальных элит не менее греховны и несправедливы, не менее подлежат осуждению Церкви.

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

3.

Цитата: "...В связи с этим необходимо помнить о нравственной сомнительности ситуации, когда деньги без приложения человеческого труда «делают» новые деньги. Объявление кредитной сферы главным двигателем экономики, её преобладание над реальным хозяйственным сектором приходит в противоречие с богооткровенными нравственными принципами, осуждающими ростовщичество.
...Православная Церковь напоминает, что финансовая деятельность такого рода сопряжена с сугубыми экономическими и нравственными рисками; призывает правительства выработать меры ограничения бесконтрольно растущих заимствований, а всех православных христиан – развивать экономические отношения, восстанавливающие связь богатства с трудом, потребления с созиданием."

В документе имплицитно проглядывает неверное обоснование греховности ростовщичества. Грех ростовщичества – не в том, что средства добываются без приложения труда, и не в его экономической пагубности, а в том, что, пользуясь бедственным положением и страстями человека, наживаясь на его беде и страстях, ростовщик загоняет человека в ещё более бедственное положение.

В документе следует прямо осудить грех ростовщичества в его современных формах, таких как банковская система процентов и кредитов. И не потому, что это пагубно для экономики, а потому, что это грех, запрещённый Словом Божиим и вселенскими канонами Церкви. В частности такое явное и откровенное проявление этого греха как система кредитов. Которая построена на том, что использует для прибыли страсти и бедственное положение людей, загоняя их в ещё худшее материальное положение и зависимость.

Необходимо назвать вещи своими именами и прямо заявить, что банковская система, на которой основана вся современная экономика, является именно ростовщичеством, т. к. построена на системе процентов и кредитов, т. е. греховна. Т. е. вся современная экономика построена на греховной системе ростовщичества, т. е. банковской системе. Доколе это так, о "справедливой" экономике говорить не имеет смысла. Т. к. единственный критерий справедливости – воля Бога. Справедливо то, и только то, что соответствует воле Бога; что не соответствует воле Бога – соотв-но, не справедливо.

Надо призвать Христиан, чад Церкви, к отказу от работы в банковской системе, и категорически – к отказу от работы в системе кредитов. А также – к отказу от пользования системой кредитов. Чтобы, во-первых, не поступаться собственной свободой и независимостью, что небезразлично для духовной жизни, во-вторых, чтобы не поощрять греховную систему.

Необходимо осудить и другие действия правительств и элит, ради монополии государства или обогащения элит (не важно, транснациональных или национальных) направленные на усугубление и подрыв благосостояния простых людей, такие как искусственная инфляция, искусственное повышение цен, эмбарго на иностранные продукты, чрезмерные налоги, невыносимые условия предпринимательской деятельности и частной торговли и т. п.

Особо следует осудить такой вид зла как уничтожение продуктов в экономических целях (с целью удержания желательного уровня цен), вместо того чтобы раздать их бедным и голодающим или продать людям по естественной цене.

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

4.

Цитата: "...миграционный кризис... И в данном случае открытость границ ведёт не к сближению и объединению, а к разделению и озлоблению людей."

Не к лицу Церкви порицать миграцию. Напротив, миграция служит интересам Церкви, делу миссии, т. к. открывает возможность услышать о Христе и прийти в Церковь тем людям, которые у себя на родине не имели такой возможности.

Это дело Промысла Бога, Бог даёт Церкви возможность проповедовать иностранцам и иноверцам, выходцам из таких обществ, в контексте которых трудно услышать о Христе и опасно для жизни принять Христа. Церковь должна пользоваться этой возможностью, проповедовать мигрантам.

Дело Церкви – заботиться не о социальных неудобствах миграции, а о её духовных выгодах, не беспокоиться о социальном миграционном "кризисе", а заботиться о спасении людей, проповедовать которым даёт возможность миграция. Для Церкви не имеет значения национальность человека и его прошлая культурная принадлежность. Пусть лучше Россия будет заселена православными таджиками и китайцами, чем русскими безбожниками.

Цитата: "...отход миллионов людей от традиционных религиозных ценностей..."

Для документа Церкви неприлично такое неопределённое и размытое выражение. Церковь не знает такой положительной реалии как "традиционные религиозные ценности". В основе упомянутой несправедливости лежит отход не от "традиционных религиозных ценностей", а от Христа и Церкви.

Цитата: "Так глобализация, предложившая целым обществам заманчивую возможность обойтись без родительских усилий..."

И опять "глобализация"! При чём здесь глобализация?! Причина демографии – не в глобализации, а в страстях и грехах – эгоизме, похоти, любостяжании, детоубийстве.

Разве демография началась только после падения СССР?! И при закрытых границах (в СССР) убивали своих детей и создавали демографическую ситуацию.

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

5.

Цитата: "Тревогу Церкви вызывает то, что с каждым годом возрастает созданная человеком нагрузка на природную среду...
...на планете произойдёт экологическая катастрофа.
...Но глобализация открыла возможность..."

Это не духовный, не приличный для Церкви взгляд на ситуацию.

Проблему для экологии создаёт не глобализация, а собственно грех. И не только грех любостяжания, который прямо и видимым образом наносит удар по экологии. Любой человеческий грех пагубно отражается на окружающем мире.

Например, сказано: "Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу, землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней" (Пс. 106, 33-34). Если посмотреть на географию мусульманских стран, то всё – более чем наглядно. Многие земли, занятые мусульманами, ныне представляют из себя пустыню, но в древности были более плодородными и зелёными. Т. е. и вне естественных механизмов воздействия на природную среду Сам Бог поражает природную среду, наказывая людей за грех нечестия, иноверия.

Цитата: "Человечеству необходимо строить мировую экономику, памятуя о бесценности многих ресурсов, которые сегодня продаются по символическим ценам. Следует развивать инициативы, подобные Киотскому протоколу... При реализации промышленных и иных техногенных проектов необходимо соизмерять..."

Дело Церкви – заботиться не об эффективности экономики, а о её справедливости, т. е. соответствии воле Бога.

Так, хищническое и чрезмерное употребление природных ресурсов, разрушение природной среды подлежит осуждению Церкви вовсе не потому, что это нецелесообразно практически, экономически и т. п., а потому, что это попирает справедливые интересы других людей, их право на пользование этими природными благами, данное от Бога. Т. е. по этому признаку.

"Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле" (Ис. 5, 8).

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

Но по этому признаку, внимание! подлежит осуждению Церкви не только то, что подлежит государственному и общественному порицанию, но и многие деяния и запреты государства и общества. Так, например, запрет на рыбную ловлю, на рубку деревьев в лесу, на свободное и бесплатное использование пустующего участка земли и т. п., несмотря на то, что формально направлен на сохранение экологии (на самом деле – на сохранение государственной монополии), на самом деле в отношении частных лиц – несправедлив. Потому что Бог дал право на пользование землёй и природными ресурсами всем людям. И несправедливо, когда государство отнимает это право, монополизирует этот дар Бога, и предоставляет его за деньги и через лицензии и т. п. Что способствует скоплению земель и природных ресурсов в руках имеющих деньги, а у бедных отнимает возможность и на использование необходимого. Оправданно ограничение чрезмерного использования природных ресурсов в целях обогащения и наживы. Но когда семья не может бесплатно воспользоваться дарами Бога для своих ограниченных частных семейных нужд, бесплатно занять участок земли, срубить несколько деревьев в лесу и т. п. – это несправедливо. Этот момент тоже необходимо включить в документ, – несправедливость государственной монополии на природные ресурсы и предоставления даров Бога за деньги и через лицензии, когда семья и частный человек не имеет возможности бесплатно воспользоваться дарами Бога для своих ограниченных частных и семейных нужд.

Вот по этому критерию должно быть направлено осуждение Церкви, – по критерию попрания справедливости, воли Бога. А по этому критерию под осуждение подпадёт не только нарушение экологии, но и многие деяния и запреты, формально направленные на её сохранение. А вовсе не по искусственному критерию собственно заботы об экологии. Которая сама по себе, вне подчинения воле Бога, давшего всем людям право на пользование землёй и природными ресурсами, может превратиться в античеловеческий и противоречащий воле Бога культ, а также в прикрытие несправедливости в отношении простых людей.

Мы уже видим, как критерий "заботы о детях" стал культом и прикрытием для чудовищных злодеяний и несправедливостей. То же самое будет и бывает и с критерием "заботы об экологии" и с любым искусственным критерием, отличным от единственного подлинного критерия, – соблюдения воли Бога, заповедей Бога. Так что, не надо Церкви вестись на искусственные ложные критерии. Церковь должна не заботиться о сохранении экологии, а заботиться о соблюдении воли Бога, в т. ч. и по отношению к экологии, и по отношению к заботам о её сохранении (которые далеко не всегда воле Бога соответствуют).

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

6.

Цитата: "Вызывает сожаление то, что глобализация подстегнула коммерциализацию культурной жизни, её превращение из свободного творчества в бизнес...
То, что культура стала частью глобальной экономики, грозит нивелированием мирового культурного разнообразия, обеднением языковой среды, скорой гибелью культур малых народов и даже народов со значительной численностью...
Церковь считает необходимым в максимальной сфере вывести культурную жизнь из сферы коммерческих отношений, считать главным критерием её качества духовные ценности..."

Культура сама по себе есть реалия мира сего, плод богоотступничества. И потому недостойна быть предметом внимания и обеспокоенности Церкви.

Те формы из культуры, которые пригодны для выражения истины и полезны для спасения души, уже усвоены поместными Церквами и потому не могут быть утрачены, т. к. стали частью церковной культуры. Только церковная культура и обладает духовной ценностью.

А мирская культура – это мусор, шлак, невостребованный Церковью. Она и так замешана на страстях, включая любостяжание. Так что, её "коммерциализация" ничего в принципе не меняет, только в степени и в сочетании страстей. Какая разница, руководствуется художник, скульптор, режиссёр и т. д. собственными страстями или страстями заказчика?

Так что, утрата и обеднение мирской культуры, этого продукта страстей, не должно вызывать обеспокоенность Церкви. Не дело Церкви заботиться о мирском.

Цитата: "...Усилия правительств и общественности должны быть приложены для сохранения мирового этнокультурного многообразия, как созданного Богом величайшего богатства человечества."

Неверное утверждение. Мировое этнокультурное разнообразие не "создано" Богом, а устроено Им как наказание за грех Вавилонского столпотворения, как карантин. И оно уже преодолено, лишено значения Самим же Богом в момент Пятидесятницы.

Так что, оно является не "величайшим богатством человечества", а лишь атавизмом, пережитком язычества и богоотступничества.

Более того, оно является препятствием для миссии Церкви. Дело Церкви – не заботиться о сохранении мирового культурного разнообразия, но напротив, преодолевать его, призывая всех людей в лоно Церкви, "где нет ни Еллина, ни Иудея... варвара, Скифа" (Кол. 3, 11).

продолжение следует

Мой официальный отзыв - продолжение

7.

Цитата: "...надо бережно относиться к наследию предков, почитая предков, имевших свой уникальный опыт и свои причины построить именно такой жизненный уклад..."

Верные тезисы, но неверные обоснования. Избегать кумиротворчества в отношении экономически преуспевающих стран надо вовсе не из-за пиетета к наследию и жизненному укладу предков, которые далеко не всегда достойны подражания, а ради заповедей Бога, ради удаления от греха и страстей.

Цитата: "...Разнообразие народов, созданных Богом на Земле, напоминает нам о том, что каждый народ имеет своё задание от Творца, каждый ценен в очах Господа и каждый способен внести свою лепту в созидание нашего мира."

Неправильно и неприлично для Церкви поощрять разнообразие и самобытность народов. В момент Пятидесятницы оно потеряло значение и не имеет значения в Церкви. И сохраняется лишь постольку, поскольку не все люди хотят войти в Церковь, в которой разнообразие и самобытность народов теряет значение, т. е. в силу противления Богу.

окончание следует

Мой официальный отзыв - окончание

Резюме.

Необходимо чётко отличать то, что является собственно грехом, и потому подлежит осуждению Церкви, от явлений пусть и нежелательных, являющихся последствием греха, но которые собственно грехом не являются, и потому не заслуживают внимания и оценки Церкви. Задача Церкви – указать, что является грехом, определить границу греха, осудить его и предостеречь людей от этого, а не тратить внимание и слова на рассуждение о явлениях, самих по себе грехом не являющихся, нравственно нейтральных, пусть и нежелательных с точки зрения практических, экономических, государственных и т. п. интересов. Задача Церкви – оценить все явления и действия с точки зрения нравственности, греха, а не с точки зрения практической, экономической, государственной и т. п. пользы и вреда.

Такие явления как глобализация, разрушение национальных и государственных границ, уничтожение этнической, культурной и языковой самобытности и разнообразия, миграция сами по себе не имеют нравственной окраски и не являются собственно грехом, и потому не заслуживают внимания и обеспокоенности Церкви. Более того, даже будучи неполезны с точки зрения экономической, государственной, являются полезными для Церкви, для миссии Церкви, а потому тем более не заслуживают осуждения Церкви, но должны восприниматься Церковью как положительные условия для миссии. Церковь должна и вправе предпочитать свои интересы интересам государства (которые далеко не всегда совпадают с интересами Церкви) и интересы миссии – интересам экономическим и т. п.

Задача Церкви от Господа – "идите, научите все народы" (Мф. 28, 19), "проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15), а не забота об экономике, государственном суверенитете, этнической, культурной и языковой самобытности и разнообразии и прочих вещах и явлениях мира сего.

Напротив, такие греховные явления как ростовщичество (банковская система процентов и кредитов), несправедливая оплата труда, обогащение путём попрания интересов других людей и т. п. должны быть прямо осуждены Церковью, и не с точки зрения их практического, экономического, государственного и т. п. вреда и нецелесообразности, а с точки зрения собственно греха, противоречия заповедям Бога.

  • 1
?

Log in