mpr


Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви


Previous Entry Поделиться Next Entry
Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд»
mpr
Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд» после обсуждения на пленуме Межсоборного присутствия в январе 2015 года дорабатывался профильной комиссией Присутствия под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а затем специальной группой под руководством В.Р. Легойды. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 1 сентября сего года.


Проект документа «Экономика в условиях глобализации. Православный этический взгляд» (.doc)

  • 1

Мой официальный отзыв - начало

Свящ. Алексей Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии РПЦ

Цитата: "...Церковь, будучи Богочеловеческим организмом, принадлежащим как вечности, так и современности..."

Ложное сопоставление. Да, Церковь – Богочеловеческий организм. Но, своей человеческой составляющей она тоже принадлежит вечности. Сопоставлять человеческую составляющую Церкви с "современностью" в противовес вечности – неверно.

Современности Церковь не принадлежит никаким образом. В современности Церковь только совершает свой путь, устремлённый в вечность.

Цитата: "...Церковь... обязана выработать своё отношение..."

Вырабатывать своё отношение к явлениям и процессам нравственно нейтральным Церковь вовсе не обязана.

Глобализация как таковая ещё не имеет нравственной окраски, как, например, форма государственной власти, и как явление само по себе нравственно нейтральное ещё не заслуживает внимания и оценки от Церкви.

Цитата: "...Это означает, что сердцевиной экономики должно являться... преображение мира и человека через труд и творчество."

Некорректное утверждение.

Понятие "преображение" означает благодатное преображение ветхого человека в нового во Христе. А это возможно только через Церковь, Таинства и духовную жизнь во Христе. А вовсе не через труд и творчество. Земные труд и творчество – это явления мира сего, через них невозможно преображение человека.

Назначение экономики, а также труда и творчества, – более скромное. Это практическая забота о человеке. Которая должна, разумеется, учитывать и предпочитать духовные Христианские потребности и стремления человека, а не только земные.

Цитата: "Вековым упованием христиан было единение всех людей в истине, осознание себя братьями и сёстрами, дружно созидающими мирную благочестивую жиpym на данной нам в удел Земле..."

Надо выражаться более определённо. Вековым стремлением Христиан является единение всех людей в Церкви Христовой. Стремление к братству с людьми вне Церкви не является стремлением Христиан.

Цитата: "...Сплочение человечества на нравственной основе Божьих заповедей полностью соответствует христианской миссии..."

Это не так! Полностью соответствует Христианской миссии только сплочение человечества в Церкви Христовой, а не просто "на нравственной основе заповедей".

Цитата: "...рачительное использование земных богатств..."

Некорректное употребление слова "рачительное".

Цитата: "Важнейшим социально-психологическим явлением, сопутствующим глобализации, стало повсеместное распространение культа потребления..."

Во-первых, не стоит искусственно умножать понятия. "Культ потребления" – ни что иное как "любостяжание, которое есть идолослужение" (Кол. 3, 5).

Которое является следствием вовсе не глобализации. И распространение которого не зависит от глобализации, поскольку оно исходит из сердец. И в культурно, социально и экономически замкнутом и самобытном обществе и государстве вне Христа и Церкви сердцами будет владеть то же самое любостяжание.

Поэтому, не стоит нашей поместной Церкви впадать в эту ошибку – искать причины греха в социальных явлениях, таких как глобализация. Которая сама по себе есть нравственно нейтральное явление, а практически для Церкви, для миссии Церкви, даже полезное. Источник греха – не на Западе, не в Америке, не в глобализации, а в сердце человека.

продолжение следует

  • 1
?

Log in

No account? Create an account