?

Log in

No account? Create an account

mpr


Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви


Previous Entry Поделиться Next Entry
Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»
mpr
Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Первоначальный проект данного документа был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Патриарх.

1. Краткий исторический обзор

Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело — Церковь, получают освящение души и тела.

Уже в апостольскую эпоху в Церкви установилась традиция совершать Евхаристию каждое воскресенье (а по возможности и чаще: например, в дни памяти мучеников), чтобы христиане могли постоянно пребывать в общении со Христом и друг с другом (см., напр., 1 Кор 10:16-17; Деян. 2:46; Деян. 20:7). Все члены местной общины участвовали в еженедельной Евхаристии и причащались, а отказ от участия в евхаристическом общении без достаточных к тому оснований рассматривался как пренебрежение Церковью и подвергался порицанию.

Количественный рост Церкви в III и, особенно, IV веке привел к существенным переменам в ее организации. В частности, евхаристические собрания начали совершаться все чаще, а присутствие на них рядовых христиан стало восприниматься многими желательным, но необязательным — равно как и участие в причащении. Церковь противопоставила этому следующую каноническую норму: «Все входящие в церковь, и слушающие священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святыя Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедаются, окажут плоды покаяния, и будут просити прощения, и таким образом возмогут получити оное» (2-е правило Антиохийского Собора).

Тем не менее, высокий идеал постоянной готовности к принятию Святых Таин оказался труднодостижим для многих христиан. Поэтому уже в творениях Святых Отцов IV века встречаются свидетельства о сосуществовании разных практик в отношении регулярности причащения. Так, святитель Василий Великий говорит о причащении четыре раза в неделю как о норме: «Причащаться же каждый день и приобщаться Святого Тела и Крови Христовой — хорошо и полезно, поскольку Сам [Христос] ясно говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную ... Мы каждую неделю причащаемся четыре раза: в воскресенье, в среду, в пятницу и в субботу, а также и в прочие дни, если случится память какого-либо святого» (Послание 93 [89]).

Менее полувека спустя святитель Иоанн Златоуст отмечает, что многие — в том числе монашествующие — стали причащаться один-два раза в году, и призывает усердных христиан придерживаться древней нормы о причащении за каждой Литургией: «Многие причащаются этой Жертвы однажды во весь год, другие дважды, а иные — несколько раз. Слова наши относятся ко всем, не только к присутствующим здесь, но и к находящимся в пустыне, — потому что те [тоже] причащаются однажды в год, а нередко — и раз в два года. Что же? Кого нам одобрить? Тех ли, которые [причащаются] однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью. Такие пусть всегда приступают; а не такие [не должны причащаться] и один раз [в году]» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

В IV веке была окончательно зафиксирована сложившаяся еще в доникейскую эпоху норма об обязательном евхаристическом посте — полном воздержании от пищи и питья в день причащения до момента принятия Святых Таин Христовых: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е [50-е] правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Пято-Шестого Собора). Однако уже на рубеже IV-V веков, как пишет святитель Иоанн Златоуст, многие христиане связывали причащение не только с евхаристическим воздержанием перед Литургией, но и с соблюдением Великого поста. Святитель порицает возведение этого обычая в ранг нормы: «Прошу, скажи мне: приступая к причащению раз в году, ты действительно считаешь, что сорока дней тебе достаточно для очищения грехов за весь [этот] период? А потом, по прошествии недели, опять предаешься прежнему? Скажи же мне: если бы ты, выздоравливая в течение сорока дней от продолжительной болезни, потом опять принялся за ту же пищу, которая причинила болезнь, то не потерял ли бы ты и предшествовавшего труда? Очевидно, что так. Если же так устроено физическое [здоровье], то тем более — нравственное... [Всего] сорок — а часто и не сорок — дней ты посвящаешь здоровью души — и полагаешь, что умилостивил Бога? <...> Говорю это не с тем, чтобы запретить вам приступать однажды в год, но более желая, чтобы вы всегда приступали к Cвятым Тайнам» (Беседы на Послание к Евреям 17, 4).

Вместе с тем, в Византии к XI-XII векам в монашеской среде установилась традиция причащаться только после подготовки, включавшей в себя пост, испытание своей совести перед монастырским духовником, прочтение перед причащением особого молитвенного правила, которое зарождается и начинает развиваться именно в эту эпоху [1]. На эту же традицию стали ориентироваться и благочестивые миряне, поскольку монашеская духовность в Православии всегда воспринималась как идеал. В наиболее строгом виде эта традиция представлена, например, в указании русского Типикона (гл. 32) об обязательном семидневном посте перед причащением.

В 1699 году в состав русского Служебника была включена статья под названием «Учительное известие». В ней, в частности, содержится указание и об обязательном сроке подготовки ко Святому Причащению — в четыре многодневных поста причащаться могут все желающие, а вне постов следует поститься семь дней, но этот срок может быть сокращен: «Три дни или един день да постятся точию».

На практике крайне строгий подход к подготовке ко Святому Причащению, имевший положительные духовные стороны, приводил, однако, и к тому что некоторые христиане подолгу не причащались, ссылаясь на необходимость достойной подготовки. Против этого злоупотребления была, в частности, направлена норма об обязательном причащении всех христиан Российской империи хотя бы раз в году, содержащаяся в «Духовном регламенте»: «Должен всяк христианин и часто, а хотя бы единожды в год причащатися Святой Евхаристии. Сие бо есть и благодарение наше изящнейшее Богу о толиком смертию Спасителевою содеянном нам спасении. Елижды аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. И напутствие к животу вечному. Аще не ясте Тела Сына человеческаго, и не пиете Крове Его, живота не имате в себе. И есть характир или знамение, которым являем себе быти уды единаго мысленнаго Тела Христова, сиесть, сообщники единой Святой Церкви... Того ради, аще который Христианин покажется, что он весьма от Святаго Причастия удаляется, тем самым являет себе, что не есть в Теле Христове, сиесть, не есть сообщник Церкви».

В XIX — начале XX века благочестивые люди стремились причащаться хотя бы во все четыре поста, а святые того времени, среди которых — святитель Феофан Затворник, праведный Иоанн Кронштадтский и другие — призывали приступать к Святым Таинам еще чаще. Исповеднический подвиг Церкви в годы безбожных гонений ХХ века побудил переосмыслить существовавшую ранее практику редкого причащения, так что сейчас большинство воцерковленных православных людей причащается со значительно большей частотой, чем христиане в дореволюционной России.

[Нажмите, чтобы прочитать]

2. Говение

Определяемые духовником требования подготовки ко Святому Причащению зависят от частоты приобщения Святых Таин и духовно-нравственного состояния верующего.

Практика приуготовительного поста (говения) регулируется аскетической традицией Церкви. Пост в форме воздержания от скоромной пищи (а в более строгом варианте — в форме сухоядения) и удаления от развлечений, сопровождаемый усердной молитвой и покаянием, традиционно предваряет причащение Святых Таин. В то же время продолжительность и строгость говения как подготовки ко Святому Причащению могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни.

Сложившаяся в наши дни практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви, отраженному, в том числе, в Учительном известии.

Согласно церковной традиции, говение состоит не только в отказе от определенной пищи, но и в более частом посещении церковных богослужений, а также в совершении определенного домашнего молитвенного последования, которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий. Объем и состав домашнего молитвенного правила в период говения, согласно Следованной Псалтири (точнее, включенному в ее состав «Правилу готовящимся служити, и хотящим причаститися Святых Божественных Таинств, Тела и Крове Господа нашего Иисуса Христа»), может изменяться и находится в зависимости от духовного устроения готовящегося к причастию, а также объективных условий его жизни. Наиболее важная часть молитвенной подготовки причастника — последование ко Святому Причащению, состоящее из соответствующего канона и молитв. Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.

Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.

При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними.

3. Светлая седмица

Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица — неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

4. Евхаристический пост

От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.

Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров согласно Уставу соединена с вечерней, совершение ее в вечернее время предполагает увеличение продолжительности евхаристического поста, в который включаются не только ночь и утро, но и день. Поэтому при вечернем причащении за Литургией Преждеосвященных Даров воздержание от пищи с полуночи сохраняется в качестве нормы. Однако для лиц, не имеющих физической крепости, Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании от 28 ноября 1968 года установил возможность сокращения евхаристического поста при причащении вечером до шести полных часов [2].

Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко Святому Причащению от супружеского общения. 5 и 13 правила Тимофея Александрийского говорят о воздержании в течение суток перед причащением.

5. Исповедь и причащение. Препятствия к принятию Святых Таин

В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.

Не допускается причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжелых неисповеданных грехов или непрощенных обид. Дерзающие приступать к Евхаристическим Дарам в таком помраченном состоянии души сами подвергают себя суду Божию, по слову апостола: «Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господне» (1Кор 11:29).

Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора).

6. Причащение и вопросы семейной жизни, а также личной нравственности

Как отмечено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви (Х. 2) и в определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года, Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, все же не лишает причащения Святых Таин супругов, состоящих в брачном союзе, который заключен с принятием на себя всех законных прав и обязанностей и признается в качестве юридически полноценного брака, но по каким-то причинам не освящен венчанием. Эта мера церковной икономии, опирающаяся на слова святого апостола Павла (1 Кор. 7:14) и правило 72 Трулльского Собора, имеет в виду облегчение возможности участия в церковной жизни для тех православных христиан, которые вступили в брак до начала своего сознательного участия в таинствах Церкви. В отличие от блудного сожительства, являющегося каноническим препятствием ко причащению, такой союз в глазах Церкви представляет собой законный брак (за исключением тех случаев, когда законодательно допустимые «браки» — например, союз между близкими родственниками или однополое сожительство, которые признаны в ряде стран, — с точки зрения Церкви недопустимы в принципе). Однако долг пастырей — напоминать верующим о необходимости не только заключения юридически действительного брака, но и освящения такового в церковном священнодействии.

Подготовка детей ко Святому Причащению имеет свои особенности. Продолжительность и содержание подготовки определяются родителями в консультации с духовником и должны учитывать возраст, состояние здоровья и степень воцерковленности ребенка. Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет. Следует признать, что для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях начинают приучать к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак, с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению.

7. Заключение

Таинство Евхаристии — центральное таинство Церкви: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», — говорит Спаситель (Ин. 6:53-54). Поэтому регулярное причащение необходимо человеку для спасения.

В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы, при соблюдении приведенного выше правила святителя Иоанна Златоуста причащаться всегда «с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненной жизнью». Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная», хотя «ничего нельзя сказать неодобрительного» и о более частом причащении [3]. В этом вопросе каждый верующий может руководствоваться такими словами этого святого: «Святых Таин причащайтесь почаще, как духовный отец разрешит, только старайтесь всегда приступать и с должным приготовлением и паче — со страхом и трепетом, чтоб, привыкнув, не стать приступать равнодушно» [4].


[1] См.: Alexopoulos S., Hoek A., van den. The Endicott Scroll and Its Place in the History of Private Communion Prayers // Dumbarton Oaks Papers. 2006 [2007]. Vol. 60. P. 146–188.

[2] Журнал № 41 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 ноября 1968 года // Журнал Московской Патриархии. 1969. № 1. С. 3–5.

[3] Святитель Феофан Затворник. Письма. V, 757.

[4] Святитель Феофан Затворник. Письма. IV, 693.


  • 1
Читал документы О ПРИЧАЩЕНИИ, О ПОГРЕБЕНИИ и О ВЕНЧАНИИ.

Конечно, нашел много плюсов, но еще больше минусов.

1. Документ о причащении «политику двойных стандартов» по отношению причащения клириков и мирян. Это не приемлемо для такого рода документа. Когда наши иерархи и священники будут поститься и исповедоваться перед каждым причащением, только тогда пусть примут такой документ.

2. Документ о погребении ни говорит не слово о том, что священник не имеет право отпевать людей, которые умерли в смертном грехе, но считают себя православными. Я думаю, что очень важно это отметить. Не можем петь «Со святыми упокой» любому безбожнику, алкашу или блуднику…

3. В документе о венчании содержится фраза: «Невозможно освящение венчанием браков, заключенных между православными и нехристианами», но нет ни слова о браке православных с инославными христианами. Особенно клирики, служащие на Западе, давно ждут какое-то соборное определение.

держащий даже однодневный пост перед воскресным причастием постится в субботу, что строго запрешено православным

**Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.**

Таким образом, снова закрепляется практика обязательной исповеди перед причастием. Более того, недвусмысленно говорится о контрольной функции исповеди: "свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии". Почему же для священника обязательная исповедь не нужна? Неужели совесть его настолько чиста? Чем он, в принципе, отличается от "воцерковленного" мирянина? Почему мирянин по умолчанию некое неразумное дитя, не способное самостоятельно оценить свою готовность к таинству?
И ни слова не говорится, что практика обязательной исповеди перед причастием сугубо русский опыт, который не следовало бы возводить в непререкаемый ОБЩИЙ закон, из которого только "в отдельных случаях" есть "исключения". Ведь РПЦ все же не изолированная самодостаточная секта, а часть мирового православия, из общей сокровищницы которого можно и нужно черпать множество полезного.

Очевидным анахронизмом звучит:

"Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского Собора, 69-е правило Пято-Шестого Собора)."

Не стоит пугать канонами. Там есть множество запрещений, которые изжили себя, и никто их не применяет. Почему же нам так дорог именно этот?

Последняя фраза просто золотая!

Разве Христос неоднократно и ясно не давал понять, что оскверняет человека грех, а не что-либо иное? Как нет чистоты век Бога, так и нет скверны вне греха, это же очевидно. А женщины в наиболее трудный для них период отстраняются от Единого на потребу, и некому их защитить.

1.Не раскрыта тема существующей практики Исповеди как условия допуска к Причастию и что с Исповедью если причащаться как можно чаще.
2.Не затрагивается тема поста (пищевого и телесного)перед Причастием в течение 3-х и более дней для тех, кто и так соблюдает Все многодневные и однодневные посты , установленные Церковью.

\\\практика, согласно которой для причащающихся несколько раз в году достаточно поговеть три дня, а для причащающихся чаще одного раза в месяц — одного дня, при условии соблюдения однодневных и многодневных постов, — вполне соответствует преданию Церкви\\\

1. Многие причащаются как раз раз в месяц (т.е. раз в 3-5 недель), т.е. попадают ровно на границу. Является ли 3-4 недели "чаще 1 раза в месяц"?
2. Почему вообще срок указан в месяцах? По-моему, было бы разумно указывать или в календарных днях (мы же, увы, каждый день грешим) или в неделях (обычные (не алтарники, не бабушки) прихожане бывают в храмах в выходные, иногда в праздники).

\\\Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии. В отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели — в первую очередь, на Страстной и Светлой седмицах, — могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением.\\\

3. Неотъемлемость, насколько понимаю, иллюзорная. А допуск в качестве исключения в течение недели, по-моему, должен быть ровно наоборот. "Кроме исключительных случаех, благословление духовника не требуется, если предыдущая исповедь произошла в течение предыдущих 7 дней".

(Анонимно)
Думаю за основу необходимо взять практику митр. Антония Сурожского. Каждое воскресение к причастию (при отсутствии серьезных грехов), каждый месяц на исповедь! Именно такая практика отвечает каноническим нормам нашей Церкви. Пора оставить горячо любимую совковость!
о.Александр Домбровский УПЦ МП

//более частом посещении церковных богослужений// - для чего нужно посещать богослужения несколько дней подряд перед Причастием? Я думаю, такая ненормативная практика не совсем корректна и не несет в себе никакого смысла. Например, если я причащаюсь в воскресный день, то зачем я должен приходить в пятницу и субботу (утром) на службу? Вся воскресная (или в любой другой день) литургия меня подготавливает к принятию Евхаристии.

//которое обычно состоит из канонов и акафистов Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю, святым, иных церковных молитвословий.// - по моему, такое нагромождение молитвословий не имеет ничего общего с подготовкой к Причастию, это целый комплекс причин не часто подходить к Чаше.

//Поскольку Евхаристия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих Божественную литургию службах — в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) — является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых.// - Но является ли это обязательным и можно ли Причащаться, если не посетил их (по объективным или необъективным причинам)?

//когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи// - а если человек не соблюдал Великий пост (по объективным и необъективным причинам), но решил Причаститься на Светлой седмице, то как быть в этом случае?

//В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии//. - Таинство Покаяние - это примирение с Церковью, а Евхаристия - и есть очищение души "... во оставление грехов и в жизнь вечную" (говорит священник, когда причащает христианина). На ошибочность такой практики очень хорошо указывает о. Александр Шмеман в своем докладе Священному Синоду Православной Церкви в Америке "Исповедь и причастие" (1972г):
"C тех пор как причастие мирян за каждой Литургией, как акт, вытекающий из их участия в Литургии, перестало быть нормой и было заменено практикой редкого, обычно ежегодного, причащения, это последнее естественно стало предваряться таинством Покаяния, т. е. исповедью и воссоединением с Церковью через отпустительную молитву. Но практика эта, повторяю, естественная и самоочевидная в случае редкого, ежегодного, причастия, привела к возникновению внутри Церкви теории, согласно которой причастие мирян, в отличие от духовенства, и вообще невозможно без таинства Покаяния, так что исповедь является обязательным всегда и во всех случаях условием причащения. Я дерзаю утверждать, что теория эта (утвердившаяся преимущественно в Русской церкви) не только не имеет для себя основания в Предании Церкви, но открыто противоречит церковному учению о самой Церкви, о таинстве Причащения и о таинстве Покаяния.
Чтобы убедиться в этом, достаточно хотя бы в нескольких словах напомнить о сущности таинства Покаяния. Это таинство с первых же веков было в сознании и учении Церкви таинством Воссоединения с Церковью отлученных, что первоначальная, очень строгая дисциплина допускала только одно такое воссоединение, на что в дальнейшем развитии церковной жизни, особенно после наплыва в Церковь всей народной массы, дисциплина была отчасти смягчена. Так или иначе, в основе своей, по существу, таинство Покаяния, как таинство Воссоединения с Церковью, совершалось лишь над теми, кто был отлучен от Церкви за определенные грехи и проступки, точно перечисленные в каноническом Предании Церкви. Об этом и сейчас еще свидетельствует подлинная разрешительная молитва: примири и соедини его со святой Твоей Церковью во Христе Иисусе Господе нашем... (в отличие от второй, латинской по происхождению и неведомой Востоку: и аз, недостойный иерей, властью мне данной...)".


//Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних.// - если нет духовника у человека, а штатный священник (да и духовник тоже) может установить пост и молитвенное правило несоразмерное с его силами (такое бывает иногда в практике), то что тогда делать этому человеку (если, например, он неофит, и не знает что делать в таком случае)?

//Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты// - нужно сделать уточнение, когда разрешается в этом состоянии Причащаться.
// с этого же времени следует учить ребенка соблюдать перед причащением посильный однодневный пост и прочитывать молитвословия из Последования ко Святому Причащению// - эта дополнительная нагрузка на ребенка отобьет все желание Причащаться. А потом и желание ходить в Церковь. С таким часто сталкивался.

Также не указали, что беременным и кормящим матерям запрещено поститься в любом случае.
А также, по моему мнению, пока организм ребенка растет, ему тоже не стоит поститься.
Также в комментариях выше хорошо указали на разные практики подготовки к Причастию общины и священника.

"...мы не должны устраняться от причащения Господня из-за того, что сознаем себя грешниками; но еще более и более, с жаждою нужно поспешать к нему для врачевания души и очищения духа, однако с таким смирением духа и верою, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы больше желали лекарства для наших ран. А иначе и один раз в год нельзя достойно принимать причащение, как некоторые делают, которые, живя в монастырях, достоинство, освящение и благотворность небесных таинств оценивают так, что полагают, будто принимать их должны только святые, непорочные; а лучше бы думать, что эти таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они больше высказывают гордости, нежели смирения, как им кажется; потому что когда принимают их, то считают себя достойными принятия их. А гораздо правильнее было бы, чтобы мы с тем смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Тайн, каждый день принимали их для врачевания наших недугов, нежели, превознесшись суетным убеждением сердца, верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их". (с) Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. Преподобного Иоанна Кассиана к семи последним, посланным к Иовиниану, Миневрию, Леонтию и Феодору, собеседованиям отцов, обитавших в пределах Нижнего Египта. Двадцать третье собеседование аввы Феоны (третье). О словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Глава 21. Хотя знаем, что мы не без греха, однако не должны уклоняться от святого причащения

Опять по-фарисейски требуем от мирян того , чего не исполняем сами - обязательной исповеди и поста перед каждым причастием. То есть предлагается продолжить относиться к мирянам, как к христианам второго сорта. Когда-же мы перестанем быть фарисеями и поймём, что христианами второго сорта своих прихожан мы делаем сами, допуская их за плату без должной подготовки до крещения и палец о палец не ударяя для их оглашения и воцерковления?

Кроме того, с каких это пор "Учительное известие", противоречащее правилам Шестого Вселенского Собора, стало выражением Предания Церкви???

Edited at 2013-09-12 17:43 (UTC)

О каком воцерковлении крещаемых можно говорить в случае крещения младенцев? О воцерковлении их родителей? Или может быть о воцерковлении крестных родителей? И, что надо делать, годичные курсы для родителей и крестных, каждое воскресенье при церкви проводить? Боюсь, что введение такого правила сделает крещение младенцев столь редкими, что мы о нем просто забудем. Аналогично с другими требованиями, чем больше поставим требований - тем меньшее число людей их преодолеет. Есть требование исповеди перед Причастием , получаем редкое причащение, отменить = будут к Чаше подходить почти все, кто пришел на Литургию.

Конечно родителей и крёстных тоже. Не обязательно годичные. Но вообще-то регулярные занятия со взрослыми в каждом храме священники должны проводить.

Конечно, нельзя просто так для всех отменять исповедь перед причастием. Нужно дать возможность священнику причащать без обязательной предшествующей исповеди лишь тех христиан, которых он лично оглашал или кого он лично хорошо знает и в достаточной воцерковлённости которых не сомневается. Всех остальных - через обязательную предшествующую исповедь.

Приветствую желание составителей документа выразить общецерковный взгляд на Евхаристию.
Однако текст документа - половинчатый, компромиссный - в общем-то никакой.
Попытка довольно закругленно обобщить имеющуюся практику - без серьезного размышления о смысле и значении Евхаристии.
Тезисно:
1. Необходимо отчетливо проговорить глубокую богословскую разницу между подходом к Евхаристии как
к средству индивидуального освящения и подходом к Евхаристии как таинству церкви, таинству собрания верных.
2. После этого поставить вопрос - какой из подходов мы поддерживаем. От решения этого вопроса зависят и все другие.
3. Все остальное - детали. Впрочем - детали иногда существенные, к примеру как трансляция без объяснений и без попытки анализа
отношения к женщине в период менструации, поста в супружеских отношениях,и многое другое .

Свящ. Алексей Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии

Порочная практика

Имеют место случаи, когда священник запрещает человеку причащаться на каждой Литургии без действительных канонических оснований для запрета, просто потому, что ему это кажется «слишком часто», держась за стереотип дореволюционной и советской порочной практики редкого причащения.
В документе необходимо подчеркнуть недопустимость со стороны священника запрещать человеку причащаться на каждой Литургии без действительных препятствий к Причастию. Следует подчеркнуть, что препятствием для причащения не может служить его частота.

Прав. Иоанн Кронштадтский: «Есть много невежд и между образованными, и между неучеными, и даже между учеными монахами и священниками, которые считают неуместным и даже грешным делом причащаться благочестивым мирянам каждую неделю и даже каждый день. Это противно заповеди любвеобильного Господа, Который желает, чтобы верные заботились о возможно частом причащении Его Пречистого Тела и Крови».

Прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Коринфский: «Те же священники, которые не причащают христиан, приступающих к Божественному Приобщению с благоговением и верой, осуждаются Богом как убийцы, согласно написанному у пророка Осии: "Скрыша жрецы путь Господень, убиша Сикиму, яко беззаконие сотвориша" (Ос.6,9). Иными словами, священники сокрыли путь и волю, и заповедь Божию, и не объявили о ней, убили Сихема и сотворили беззаконие в народе Моем.
Только я удивляюсь и недоумеваю, если находятся такие священники, которые прогоняют приступающих к Тайнам. Ведь они даже не задумываются, по крайней мере, о том, что слова, которые они сами говорят, оказываются ложью. Ведь они сами в конце Литургии громко возглашают и призывают всех верных, говоря: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите". То есть подходите к Тайнам и причащайтесь; а затем, опять же сами, отрекаются от своих слов и прогоняют приступающих. Я не знаю, как можно было бы назвать это бесчиние»
(«Книга душеполезнейшая о непрестанном Причащении Святых Христовых Таин»).

Следует обратить внимание и осудить практику тех приходов, в которых людей (кроме младенцев) не причащают на Пасху, Рождество и великие двунадесятые праздники, лишая т. о. народ Божий главного содержания праздника.
Связано это м. б. с приверженностью старым порочным стереотипам, что заслуживает осуждения, и нежеланием исповедовать на праздники большое количество людей, каковая проблема вполне может быть решена технически.

Причастие в монашестве

В одном из женских монастырей столкнулся с проблемой, когда настоятельница запрещает сестрам причащаться каждое воскресенье. Вернее, формально разрешает, но требует при этом соблюдения полного неукоснительного говения. Что, естественно, служит к тому, что сестры, и так изнуренные послушаниями, реже причащаются. Рекомендует же она им причащаться раз в две недели. Что является уклонением от вселенской канонической нормы, взамен которой утверждается произвольная норма от своего человеческого ума (неважно, чей именно это ум,- самой настоятельницы или тех духовников, на которых она ссылается).

Но ведь очевидно, что самого строя монашеской жизни, даже без специального говения, уже достаточно, чтобы приступать к Причастию как можно чаще.
Если мирянину, ведущему благочестивый строгий образ жизни, ничто в принципе не препятствует причащаться на каждой Литургии (кроме некоторых особых случаев, например, месячные у женщин) даже без специального говения, то ведь монашествующий уже ведет строгую благочестивую жизнь по самому факту монашества. Нет оснований для возможности причащения требовать от него еще большей строгости. Само монашество и является контекстом готовности к Причастию.

Прп. Феодор Студит: «Великую силу имеют слезы, умиление, но прежде всего и более всего - Причащение Святынь, по отношению к которым видя вас, не знаю почему, расположенными нерадиво, я очень удивляюсь. Если будет воскресенье, вы еще приступаете к Таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день - никто не причащается. Хотя в монастыре желающему можно было бы причащаться каждый день».

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Авва Аполлос говорил: монахи должны, если то возможно, ежедневно приобщаться святых таин Христовых» («Отечник»).

Было бы правильно рекомендовать монашествующим должную норму ежелитургийного причащения и запретить настоятелям и настоятельницам монастырей, а также духовникам, произвольно ее ограничивать.

П. 2. Говение

Следует обратить внимание, что при соблюдении вселенской канонической нормы причащения на каждой Литургии человек либо вступает в противоречие с указаниями Типикона о 7-мидневном говении и Учительного известия о 7-ми, 3-х или 1-дневном говении. Что может задевать совесть. Либо вынужден кроме установленных Церковью постов в среду и пятницу каждую неделю поститься еще и как минимум в субботу. Что может стать препятствием для ежелитургийного причащения, как должно. При том, что вселенские каноны такой нормы говения не требуют.
Кроме того, в таком случае формально нарушается канон о запрете поста в субботу (Апост., 64).

Следует заметить, что священники, служа Литургию каждое воскресенье, не постятся в субботу (что, кстати, является нарушением указания Учительного известия). Соответственно, неоправданно требовать этого и от мирян, которые стремятся причащаться каждую неделю. Это может послужить препятствием для стремления причащаться на каждой Литургии, как должно.

Рассуждение, что, мол, «желающий часто причащаться пусть и постится больше», не оправданно. Дело в том, что причащение на каждой Литургии – это вселенская каноническая норма. А дополнительных дней поста говения никакие вселенские каноны не требуют. Соответственно, нельзя ставить исполнение вселенской канонической нормы в зависимость от условий, которые вселенского значения не имеют.

Итак, учитывая, ктому же, что Служебник, в состав которого входит Учительное известие, одобрен рядом Московский соборов конца XVII века, требуется пересмотр этих положений Учительного известия и Типикона, требующих говения, на уровне Поместного (Архиерейского) собора.

Целесообразно подчеркнуть, что для причащающихся на каждой Литургии (каждое воскресенье) не требуется дополнительных дней поста кроме установленных Церковью в среду и пятницу.

Естественно, для приступающих к Причастию реже говение необходимо. Хотя бы в качестве епитимии за нежелание приступать к Причастию на каждой Литургии, как должно.

В этом случае, т. е. для редко причащающихся, необходимость говения будет работать как раз на мобилизацию евхаристического сознания.

П. 5. Исповедь

Правильнее подчеркнуть принципиальную отделенность Таинства Исповеди от Таинства Причастия и допустимость причащать без предварительной исповеди тех людей, которых священник знает, которые являются постоянными прихожанами и чей благочестивый образ жизни не вызывает у него сомнений, по усмотрению священника, а не только намеревающихся причаститься несколько раз в течение одной недели и «в качестве исключения».

При этом, конечно, следует подчеркнуть, что предварительная перед Причастием Исповедь – обычай благочестивый. Но не обязательное каноническое требование.

Понятно, что незнакомых, малознакомых, малоцерковных, не являющихся постоянными прихожанами, людей священник должен предварительно исповедовать, для выяснения отсутствия канонических препятствий к Причастию.

П. 6. Незаконные браки

Нужно выразиться более полно и пределенно: Любой брак, который не может быть освящен Венчанием, кроме случая когда он заключен в неверии обоих супругов, т. е. любой антиканоничный брак (в т. ч. брак верующего с неверующей стороной, нехристианином, еретиком, разведенной или разведшегося с женой, кроме случая ее прелюбодеяния, и т. д., а не только такие явные случаи как близкородственная или содомская связь) даже при наличии гражданской регистрации, Церковью не признается, является блудным сожительством и является препятствием к Причастию.

Норма – ежелитургийное причащение

П. 7. цитата: «В отношении того, с какой частотой следует причащаться верующему, возможны различные подходы...»

Общая тенденция документа, направленная на приближение к практике частого причащения, вызывает одобрение.

Однако, документ слишком лоялен к многообразию практики частоты причащения. В документе не обозначена четкая позиция Церкви по этому вопросу, которая на самом деле выражена в Предании.

Понятно, что недопустим механический подход, и нельзя механически требовать от всех ежелитургийного и частого причащения.

Но, представлять многообразие практики и возможность различного подхода как норму – это неправда.

Дело в том, что каноны Вселенской Церкви (Апост., 9; Антиох., 2) (которые и сейчас имеют такую же силу, как и в эпоху их принятия, никто их не отменял и не вправе отменить) требуют от Христианина приступать к Причастию на каждой Литургии. К тому же призывает само содержание Литургии. Т. е. канонической нормой является именно ежелитургийное причащение. А практика причащаться реже, чем на каждой Литургии (раз в две недели, раз в месяц, раз в пост и т. д.) – это не норма, а следствие именно упадка благочестия и евхаристического сознания.

Именно так это и должно констатироваться.

Хорошо об этом выразился Ю. Максимов (ныне диакон): «Практика редкого причащения, действительно, очень древняя, так же, как и практика редкого посещения храма или практика редкого обращения к Богу с молитвой. Вот только раньше это все называлось не нейтральным словом "практика", а более конкретными словами – "лень", "духовная расслабленность" и подобными» («Правда о практике частого причащения»).

Человек, который не хочет, не может, не готов причащаться на каждой Литургии, понятно, должен быть свободен от принуждения приступать к Таинству чаще, чем он может понести. Но, при этом он не должен иметь повода думать, что его отношение нормально, что так и должно быть. Он должен понимать свое несовершенство, свой недостаток любви к Богу, который и не дает мобилизовать силы души для ежелитургийного причащения, как должно быть.

Т. е. должно назвать вещи своими именами.

Священники должны свидетельствовать о канонической норме, призывать именно к ежелитургийному причащению. Свидетельствовать о ненормальности более редкого причащения. А не одобрять «многообразие практики».

Ежелитургийное причащение и в документе должно быть прописано не как просто желательная и возможная практика, а как должная каноническая норма. К которой Церковь и должна призывать.
А более редкое причащение (не на каждой Литургии) и должно быть обозначено как отступление от канонической нормы, несовершенство и следствие упадка благочестия.

Цитата: «...Об этом же свидетельствуют и святые отцы последних веков. По словам святителя Феофана Затворника, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза — самая мерная»...»

Согласие отцов в этом вопросе – это тенденция (призыв) к возможно более частому причащению. А не проповедь «средней» нормы или «различных подходов».

Очень хорошо сказал митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге "Вы - свет мира", что подготовкой к Причастию должны не несколько дней говения, а вся жизнь.

  • 1