mpr


Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви


Previous Entry Поделиться Next Entry
Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»
mpr
Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Проект «Акафист в молитвенной жизни Церкви» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 2 мая сего года.


Проект документа «Акафист в молитвенной жизни Церкви» (.doc)

  • 1

Мой официальный отзыв

Свящ. Алексей Шляпин, клирик Никольского собора г. Можайска Московской епархии РПЦ

Следует обратить внимание ещё на такие проблемы:

1. Догматическая неточность и небезупречных некоторых текстов акафистов, даже официально общепризнанных и давно употребляемых. Например, в акафисте свт. Николаю:

"Ра́дуйся, пи́ще и отра́до к тебе́ прибега́ющих; ра́дуйся, хле́бе неснеда́емый а́лчущих" (икос 5).
"Ра́дуйся, от бе́здны грехо́вныя челове́ки избавля́яй; ра́дуйся, в бе́здну а́дскую сатану́ вверга́яй.
Ра́дуйся, я́ко тобо́ю дерзнове́нно бе́здну милосе́рдия Бо́жия призыва́ем; ра́дуйся, я́ко тобо́ю от пото́па гнева изба́вльшеся, мир с Бо́гом обрета́ем" (икос 7).
"Ра́дуйся, вся́ких исцеле́ний исто́чниче" (икос 8).
"Ра́дуйся, бра́шно неги́блющее а́лчущим пра́вды; ра́дуйся, питие́ неисчерпа́емое жа́ждущим жи́зни... ра́дуйся, я́ко тобо́ю жизнь ве́чную ка́ющиися получа́ют" (икос 10).
"Ра́дуйся, я́ко тобо́ю от ве́чныя сме́рти свобожда́емся; ра́дуйся, я́ко тобо́ю безконе́чныя жи́зни сподобля́емся" (икос 12).

Т. е. свт. Николаю усвояется то, что на самом деле относится ко Христу. Православно понимать эти тексты можно только с мысленной оговоркой. Что, конечно, ненормально для священного текста, смущает совесть и вводит в заблуждение богословски неграмотных.

Итак, даже официально общепризнанные и давно употребляемые акафисты нуждаются в догматической цензуре и переработке.

2. При употреблении акафиста и особенно при увлечении акафистами происходит перенос акцента молитвенного обращения с Бога на святых, вопреки богослужебной традиции Церкви, где основное место занимает обращение к Богу, а обращение к святым – сопутствует. В акафисте же основной объём составляет обращение к святому. Что противоречит принципу служения Богу и неполезно с назидательной точки зрения. Т. к. народ и без того склонен к язычеству и языческому отношению к святым, предпочитая обращаться вместо Бога преимущественно к святым.

Поэтому представляется целесообразным не развивать, а ограничивать акафистное творчество и употребление акафистов. В контексте суточного круга богослужения следует ограничиться каноническим акафистом Пресв. Богородице.

В частном же порядке и в контексте молебна вне суточного круга допустить лишь ограниченное число акафистов, прошедших церковную цензуру. Причём, в цензуре и переработке нуждаются даже некоторые официально признанные и давно употребляемые акафисты (как, например, свт. Николаю), как содержащие догматически неточные и небезупречные выражения.

Следует рекомендовать предпочтительность перед акафистами богослужебных текстов, обращённых преимущественно к Богу и входящих в состав богослужебного устава. Таких как Псалтирь, каноны, богослужения суточного круга и молитвы из них. Как более назидательных и более соответствующих принципу служения Богу.


Edited at 2017-02-27 20:16 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account